Сестринский процесс при железодефицитной анемии. Анемия — это патологическое состояние, при котором снижается уровень гемоглобина и/или величина эритроцитов в единице объема крови. Содержание гемоглобина в крови является маркером данного состояния. Из всех видов анемий наиболее часто встречается железодефицитная анемия (ЖДА), которая является серьезной проблемой у детей первых 2 лет жизни. По оценке ВОЗ, частота ЖДА среди детей до четырехлетнего возраста во всем мире достигает 43 %. В России по разным регионам среди детей от 4 до 12 мес. снижение уровня гемоглобина наблюдается в 20-45 % случаев. Дети с анемией длительностью более 3 мес. имеют более низкие показатели физического и интеллектуального развития, чем дети с нормальным уровнем гемоглобина. Информация о заболевании. Причиной ЖДА является нарушение синтеза гемоглобина вследствие дефицита железа. Факторы, способствующие развитию дефицита железа: течение беременности на фоне анемии, нарушение маточно-плацентарного кровообращения, плацентарная недостаточность, кровотечения во время беременности, многоплодная беременность, преждевременные роды, крупный вес ребенка при рождении. Эти факторы способствуют развитию внутриутробного дефицита железа и рождению ребенка с дефицитом железа. Раннее искусственное вскармливание неадаптированными молочными смесями, нерациональное вскармливание позднее введение прикормов, частые заболевания. Эти факторы способствуют развитию алиментарного дефицита железа. Физиологическое значение железа для организма. Железо участвует в транспорте кислорода в ткани и углекислого газа из тканей в легкие, так как 58 % его входит в состав гемоглобина эритроцитов. Поэтому от анемии в первую очередь страдают органы, потребляющие большое количество кислорода: сердце, мозг. Железо участвует в синтезе миелина, ДНК, РНК, основных структур костной ткани; является составной частью многих ферментов; обеспечивает нормальное функционирование факторов неспецифической защиты, клеточного и гуморального иммунитета; поддерживает нормальное функционирование нервной системы. Потребности клеток головного мозга в железе, особенно в периоды роста организма, находятся на высоком уровне, поэтому дефицит железа нарушает психомоторное, умственное и речевое развитие ребенка. Дефицит железа в организме проходит по стадиям: — прелатентный дефицит железа: характеризуется истощением запасов железа при сохранении транспортного и гемоглобинового фондов; — латентный дефицит железа: характеризуется снижением железа в клетках, тканях, ферментах, отсутствием в депо при сохранении гемоглобннового фонда: — железодефицитная анемия, крайнее проявление дефицита железа. Степени тяжести ЖДА: легкая — снижение гемоглобина 110-90 г/л; среднетяжелая — снижение гемоглобина до 70 г/л; тяжелая снижение гемоглобина ниже 70 г/л. Прогноз ЖДА — благоприятный при своевременной диагностике и адекватной терапии. Цель лечения: обеспечение необходимым количеством железа для нормализации уровня гемоглобина и восполнения запасов железа. Длительность терапии от 3 до 6 мес. Лечение детей с легким и среднетяжелым течением проводится в условиях «стационар на дому». Дети с тяжелым течением госпитализируются. Принципы: — Питание: полноценное, соответствующее возрасту ребенка; диета позволяет лишь «покрыть» физиологическую потребность организма в железе, но не устранить его дефицит. — Режим: рациональный, сон и достаточное по времени пребывание ребенка на свежем воздухе. Медикаментозная терапия: назначение препаратов железа для восполнения запасов и нормализации уровня гемоглобина. Современные многокомпонентные препараты железа для приема внутрь (капли, сироп, таблетки): гемофер, Ферро-фольгамма, актиферрин, мальтофер, мальтофер Фол, Феррум лек, тардиферон, феррокаль, Тотема, ферроплекс, Ферретаб. Курс до нормализации уровня гемоглобина и переход на профилактическую дозу на 2-3 мес. для восстановления тканевых депо железа до нормализации сывороточного железа и ферритина. — Лечение сопутствующих заболеваний.
Этапы сестринского процесса при железодефицитной анемиии:
1 этап. Сбор информации о пациенте
— Субъективные методы обследования: Характерные жалобы: снижение аппетита, повышенная утомляемость, эмоциональная неустойчивость, потливость. История (анамнез) заболевания: постепенное развитие. История (анамнез) жизни: заболевший ребенок из группы риска. — Объективные методы обследования: Осмотр: кожные покровы и видимые слизистые (конъюнктивы) бледные: восковидный цвет ушных раковин; сухость и шелушение кожи; заеды в углах рта; отставание в физическом и психомоторном развитии. При тяжелой анемии ломкость, сухость, тусклость и выпадение волос, слоистость и депигментация ногтей. Сглаженность или атрофия сосочков языка. Тахикардия. Результаты лабораторных методов диагностики (амбулаторная карта или история болезни). Общий анализ крови: снижение уровня гемоглобина (менее 110 г/л у детей до 5 лет) и количества эритроцитов; эритроциты гипохромные (бедные гемоглобином), различной величины и формы: снижение цветового показателя (менее 0,8). Биохимический анализ крови: уровни сывороточного железа и ферритина снижены, повышение железосвязывающей способности сыворотки крови.
2 этап. Выявление проблем больного ребенка
Существующие проблемы, обусловленные недостаточным поступлением кислорода в ткани (гипоксия): снижение аппетита, повышенная утомляемость, эмоциональная лабильность, отставание в психомоторном развитии, бледность кожи и слизистых. Существующие проблемы, обусловленные дефицитом железа: сухость, шелушение кожи, заеды в углах рта; ломкость, тусклость, выпадение волос; слоистость, депигментация ногтей; сглаженность и атрофия сосочков языка; извращение обоняния — пристрастие к резким неприятным запахам; извращение вкуса — поедание извести, мела, земли, глины, сырого мяса, картофеля. При поздней диагностики и отсутствии адекватного лечения возникают потенциальные проблемы, риск развития анемии тяжелой степени тяжести, вторичного иммунодефицита, частые ОРВИ, пневмонии. заболевания ЖКТ.
3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в условиях «стационар на дому»
Цель ухода: способствовать выздоровлению, не допустить переход в более тяжелое течение и развитие осложнений. Сестринский процесс при железодефицитной анемии представлен в таблице.
При правильной организации сестринского ухода наступает выздоровление ребенка. Дети, перенесшие ЖДА, подлежат диспансеризации длительностью 1 год. План диспансеризации: осмотр педиатром 1-2 раза в месяц; анализ крови 1 раз в 2-3 мес. и после интеркуррентных заболеваний. С учета ребенок снимается при нормальных клинико-лабораторных показателях.
источник
Сестринская помощь при анемиях
Характеристика и особенности течения железодефицитной анемии, ее классификация, этиология и факторы возникновения. Особенности диагностики и лечения заболевания. Профилактика анемий у беременных женщин. Особенности сестринского процесса в больнице.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
БОУ СПО УР «Ижевский медицинский колледж
имени Героя Советского Союза Ф.А. Пушиной
Министерства здравоохранения Удмуртской Республики»
Сестринская помощь при анемиях
Исполнитель: Мартьянова Анна Николаевна,
студентка 4 курса 401 группы
специальности «Сестринское дело»
Руководитель: Тихонова Татьяна Николаевна,
преподаватель сестринского дела в терапии,
высшей квалификационной категории ИМК
Выбор темы «сестринская помощь пациентам с железодефицитной анемией» обусловлен ее актуальностью для практического здравоохранения. Проблема диагностики и лечения анемий является одной из самых актуальных в современной терапевтической практике. Анемии возникают во все периоды жизни человека. Проблема имеет важное социальное значение. Анемиями страдает одна треть населения российской Федерации : 40% случаев это беременные женщины, 25-30% это молодой и средний возраст, а пожилом и старческом возрасте страдает 30% населения. Причинами является: экология, питание, неблагоприятные факторы внешней среды, стрессы и нередко различные заболевания. Данная болезнь приводит к нарушению трудоспособности и ухудшению качества жизни пациентов.
Предмет исследования: сестринский процесс при железодифицитной анемии.
Цель исследования: разработать рекомендации для пациента по питьевому режиму, диете при остром пиелонефрите
— этиологию и факторы риска ЖДА
— клиническую картину и диагностику ЖДА
— принципы лечения и профилактику ЖДА
2. провести исследовательскую работу по сестринскому процессу с пациентом страдающим железодефицитной анемией.
5. Составление планов сестринских вмешательств по приоритетным проблемам
6. Динамическое наблюдение за пациентом с документированием
7. Изучение основных лекарственных средств, компенсирующих заболевание.
железодефицитный анемия лечение сестринский
Глава 1. Железодефицитная анемия
Анемия (от греч. аn — отрицать и hбima — кровь) — состояние, которое характеризуется уменьшением содержания нормального гемоглобина в единице обьема крови, чаще при одновременном снижении количества эритроцитов. Анемию квалифицируют как состояние, при котором концентрация гемоглобина составляет для мужчин ниже 130 г/л, для женщин ниже 120 г/л, для беременных ниже 110 г/л. Анемия может быть как самостоятельным заболеванием или осложнением других заболеваний (синдромов). Причины возникновения и механизм развития при этом не одинаковые.
1. Анемии вследствие кровопотери (постгеморрагические);
2. Анемии вследствие нарушения кровообразования ( В12- дефицитные и железодефицитные, железонасыщенные, гипопластические, метопластические);
3. Анемии вследствие усиленного разрушения эритроцитов (гемолитические); эритроцитопатии, ферментопатии, гемоглабинопатии, анемии при воздействии антител, гемолизинов , химических вещесв и других факторов.
1.1Железодефицитнаяанемия, этиология и ее факторы
Железодефицитная анемия- это широко распростроненное патологическое состояние, характеризующееся снижением количества железа в организме ( в крови, костном мозге). Причиной дефицита железа является нарушение баланса его в сторону преобладания расходования железа над поступлением, наблюдаемое при различных физиологических состояниях или заболеваниях.
По данным Всемирной организации здравоохранения, каждая 3-я женщина и каждый 6-й мужчина в мире (200 миллионов человек) страдают железодефицитной анемией .
· Люди, перенесшие операции на кишечнике
· Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки
Основными причинами дефицита железа в организме являются:
· Кровопотери различного генеза ;
· Повышенная потребность в железе;
· Нарушение усвоения железа;
· Врожденный дефицит железа;
· Затруднение в сосредоточении внимания, иногда сонливость;
· Возможны обмороки(при тяжелой форме анемии);
· Нарушение функции рецепторов ротовой полости (тянет есть мел, дерево,землю);
1. Недостаточное поступление железа в организм вследсвие малобелковой диеты и при искусственном вскармливании; вследствие разрушения эритроцитов; нарушение всасывания при резекциях желудка, кишечника, энтеритах; врожденный дефицит железа у недоношенных детей.
2. Хронические кровопотери. Постгеморрагическая железодефицитная анемия — самая частая причина при кровопотерях их ЖКТ: язвенная болезнь,язвенный колит, опухоли, геморрой, дивертикулы. Эти кровопотери — частая причина дефецита железа у мужчин и вторая причина по частоте по частоте у жещин;
3. Период полового созревания и бурного роста, беременность, период лактации, повешенные потребности в железе;
4. Нарушение транспорта железа: врожденная трансферринемия; наличие антител к трансферрину, снижение при массивной протеинурии.
Недостаточность железа Нb приводит к гемической гипоксии , так как снижается способность эритроцитов к связыванию и транспорту кислорода. Этот механизм становитс недостаточным при выраженной анемии, и развивается тканевая гипоксия. Гипоксия приводит к нарушению метаболизма и развитию ацидоза. Уменьшение синтеза миоглобина приводит к мышечной гипотонии и дистрофии. Истощение клеточных ферментов, учавствующих в основных видах обмена, приводит к нарушению трофики клеток и тканей, их дегенеративным изменениям. Недостаточное поступление железа в костный мозг обусловливает нарушение эритропоэза. При истощении клеточного железа во внутренний обмен вступает железо запасов. Таким образом, в результате перечисленных механизмов развивается сидеропения- обеднение железом клеток.
1 стадия. Дефецита железа без клиники анемии (предлатентная анемия). Практически нельзя обнаружить, так как она не сопровождается клиническими проявлениями.
2 стадия. Вторую стадию называют стадией латентного дефицита железа. Если не происходит адекватного восполнения дефицита железа на первой стадии, наступает вторая стадия железодефицитного состояния- латентный дефицит железа. На этой стадии в результате нарушения поступления необходимого металла в ткани отмечается снижение активности тканевых ферментов (цитохромов, каталазы, сукцинатдегидрогеназы и др.), что проявляется развитием сидерепенитического синдрома. К клиническим проявлениям сидеропенического синдрома относится извращение вкуса. Пристрастие к острой, соленой, пряной пище, мышечная слабость, дистрофические изменения кожи и придатков и др.
На стадии латентного дефицита железа ворганизме более выражены изменения в лабараторных показателях. Регистрируются не только истощение запасов железа в депо- снижение концентрации ферритина сыворотки, но и снижение содержания железа в сыворотке и белках-переносчиках она проявляется повышением утомляемости- признаками дефицита железа в тканях в связи с уменьшением количества железосодержащих ферментов.
3 стадия. Железодефицитная анемия.
Железодефицитное состояние зависит от степени дефицита железа и скорости его развития и включает признаки анемии и тканевого дефецита железа (сидеропении). Явления тканевого дефицита железа отсутствуют лишь при некоторых железодефицитных анемиях, обусловленных нарушением утилизации железа, когда депо переполнены железом. Таким образом, железодефицитная анемия в свеем течении проходит в два периода: период скрытого дефицита железа и период явной анемии, вызванной дефицитом железа. В период скрытого дефицита железа появляются многие субьективные жалобы и клинические признаки, характерны для железодефицитных анемий, только менее выраженные. Больные отмечают общую слабость, недомогание, снижение работоспособности. Уже в этот период могут наблюдаться извращение вкуса, сухость и пощипывание языка, нарушение глотания с ощущением инородного тела в горле( синдром Пламмера- Винсона),сердцебиение, одышка.
Железодефицитная анемия характеризуется изменениями кожи, ногтей и волос. Кожа обычно бледная, иногда с легким зеленоватым оттенком(хлороз) и с легко возникающим румянцем щек, она становится сухой, дряблой, шелушится, легко образуются трещины. Волосы теряют блеск, сереют, истончаются, легко ломаются, редеют и рано седеют. Спецефичны изменения ногтей: они становятся тонкими, матовыми, уплощаются, легко расслаиваются и ломаются, появляется исчерченность. При выраженных изменениях ногти приобретают вогнутую, ложкообразную форму(койлонихия)
В диагностике железодефицитной анемии является установление причины дефицита железа. При постановке диагноза железодефицитной анемии решающее значение имеют данные лабораторных исследований:
·Анализ на уровень железа в крови
Обнаруживается снижение концентрации гемоглобина. Количество эритроцитов вначале может быть нормальным. При значительном дефиците железа оно также снижается, но в меньшей степени, чем уровень гемоглобина. Отмечаются низкий цветовой показатель и уменьшение средней концентрации гемоглобина в эритроцитах. Уменьшаются размер эритроцитов и их насыщенность гемоглобином. Лейкоцитарная формула мало изменена.
Всем больным железодефицитной анемией необходимо провести рентгеноскопическое исследование желудка и кишечника, ирригоскопию, гастроскопию, колоно- и ректороманоскопию для установления причины кровотечения, даже при наличии других факторов, приводящих к дефициту железа. Кровотечения из пищеварительного канала являются основной причиной железодефицитной анемии у мужчин и женщин, причем чаще они имеют скрытый характер.
Во всех случаях железодефицитной анемии необходимо:
·установить непосредственную причину возникновения данного состояния и по возможности ликвидировать ее (чаще всего устранить источник кровопотери или провести терапию основного заболевания).
В профилактике дефицита фолиевой кислоты нуждаются беременные женщины, а также пациенты, принимающие препараты, способные нарушать метаболизм фолиевой кислоты. Для профилактики В-12-фолиево-дефицитной анемии используют препараты фолиевой кислоты в сочетании с аскорбиновой кислотой в дозе 5 мг/сут.
Основным средством в профилактике анемии является сбалансированное и богатое витаминами питание. В дневной рацион обязательно должны входить все необходимые витамины и микроэлементы. Рацион здорового человека должен содержать в районе 20 мг железа.
Больные с железодефицитной анемией должны находиться на диспансерном наблюдении у терапевта про месту жительства , так как необходимо длительное противоанемическое лечение, которое позволит предупредить прогрессирование анемии, своевременно диагностировать и лечить интеркурентные заболевания. Длительность лечения препаратами железа, дозировки, продолжительность курсов поддерживающего лечения и сроки прекращения лечения зависит от скорости восстановления запасов железа. В начале амбулаторного лечения больные посещают поликлинику один раз в месяц, затем один раз в два-три месяца. При каждом обращении больного к врачу он направляется на проведение полного общеклинического анализа крови, желательно определять уровень сывороточного железа.
Восстановление до нормы уровень железа сыворотки является условием для прекращения приема железосодержащий препаратов (или перерыва в лечении). В последующем контрольные анализы следует проводить не реже одного раза в три-четыре месяца. Средние сроки динамического наблюдения три-пять лет.
Показанию к снятию с диспансерного учета является ликвидация причины, вызвавшей анемию, полное восстановления уровня железа в нормативных пределах в течении одного года. Пациенты должны рационально трудоустроены, соблюдать диету(сыры, мясо, печень, фрукты, овощи). В период диспансерного наблюдения по показаниям один раз в год проводят рентгеноскопию желудка, анализ желудочного сока, консультация гинеколога, хирурга и других специалистов.
При расспросе пациента с анемиями медсестра выясняет все его жалобы.
2-этап — диагностирование или определение проблем пациента.
После оценки состояния пациента, медсестра выявляет проблемы пациента. При анемиях они могут быть следующими:
-Снижение или отсутствие аппетита;
-Одышка, боли в области сердца;
После оценки сестра решает вопрос об их приоритетности.
3-й этап — планирование сестринских вмешательств.
Медсестре необходимо ознакомить пациента со своей оценкой его состояния и потребности в уходе.
4-й этап — реализация плана сестринских вмешательств.
Сестринские вмешательства проводятся в сотрудничестве с другими медицинскими работниками. В этот период надо координировать действия медсестры с действиями пациента, других медработников, родственников, учитывая их планы и возможности.
5-й этап — оценка сестринских вмешательств.
Оценка сестринских вмешательств проводится постоянно. Эфективность сестринского ухода определяется после достижения поставленных целей.
Медсестра в сестринской истории болезни фиксирует мнение пациента об оказанной ему помощи, выполнение плана по уходу, эффективность сестринских вмешательств, побочные действия и неожиданные результаты при выполнении сестринских вмешательств.
2. Практическая часть: Наблюдения из практики
В гематологическом отделении пациентка Назарова А. 31 год с диагнозом железодефицитная анемия.
Жалобы на слабость, головокружения, сердцебиение, сухость кожи, извращение вкуса — ест уголь, мел. Пациентка отмечает частые носовые кровотечения и не знает способов их остановки. Объективно: кожа бледная, сухая, ЧСС — 90 ударов в минуту, ЧДД — 30 в минуту, АД — 100 / 70 мм рт. ст. На фоне повышения артериального давления развилось носовое кровотечение.
Потенциальные: риск трофических изменений кожи, вследствие ее сухости и снижения иммунитета; риск травматизации, риск развития сердечной недостаточности.
Приоритетная проблема: носовые кровотечения.
Цель: обучить пациентку оказанию неотложной помощи при носовом кровотечении.
ПланМотивация1. Положить холод на переносицу для остановки кровотечения.
2. Выполнить переднюю тампонаду с перекисью водорода для остановки кровотечения.
3. Голову наклонить слегка впередДля профилактики аспирации дыхательных путей.
4. Обеспечить физический и психический покой .
5. Обеспечить доступ свежего воздуха.
6.Наблюдать за внешним видом, пульсом, АДС целью контроля состояния.
7.Вызвать врача при длительном кровотечении.Для оказания квалифицированной помощи.
Оценка результата: пациентка обучена действиям при носовом кровотечении. Цель достигнута.
В данной курсовой работе были рассмотрены два часто встречающихся вида анемии, такие как: железодефицитная и В-12 дефицитная анемии. Мною были сделаны следующие выводы: 2 данных вида анемий совершенно разные по этиологии и предрасполагающим факторам; клиническим картинам и особенностям диагностики; методам обследования и подготовки к ним; принципам лечения и профилактики и главное — особенностям сестринского процесса. Правильно выбранный уход при анемиях поможет медицинской сестре осуществить квалифицированно все пять этапов сестринского процесса.
Своевременная диагностика анемий позволяет правильно выбрать курс лечения и избежать дальнейших осложнений.
Сестринский процесс требует от сестры не только хорошей технической подготовки, но и творческого отношения по уходу за пациентами, умения работать с пациентами как с личностью, а не как с объектом манипуляций. В отделении стационара осуществляется сестринская помощь, которая заключается в поддержании, восстановлении, и удовлетворении основных потребностей пациентов с анемиями.
Подобные документы
Этиология и способствующие факторы возникновения пиелонефрита. Клиническая картина и особенность диагностики данного заболевания. Принципы лечения и профилактики пиелонефрита, возможные осложнения. Особенности сестринского процесса при данной патологии.
дипломная работа [59,8 K], добавлен 15.02.2015
Изучение этиологии, разновидностей, клинических проявлений и способов лечения анемий у беременных женщин. Особенности железодефицитной, апластической, мегалобластной и гемолитической анемии. Постановка дифференциального диагноза. Методы профилактики.
презентация [185,1 K], добавлен 10.03.2012
Характеристика анемии как заболевания, классификация разновидностей анемии, симптомы, этиология, патогенез. Специфика проведения дифференциальной диагностики, показанные препараты, лечение. Особенности железодефицитной анемии у беременных, анемия у детей.
курсовая работа [65,7 K], добавлен 05.04.2010
Классификация заболевания. Железодефицитная анемия: этиология и ее факторы, клиническая картина и особенности диагностики, лечение. Протекание В-12-дефицитной анемии. Методы обследования и подготовка к ним. Профилактика анемий. Наблюдения из практики.
курсовая работа [35,0 K], добавлен 21.11.2012
Классификация анемий; этиология и причины возникновения железодефицитной анемии, влияние уровня гемоглобина на степень ее тяжести. Лечение анемии; характеристика лекарственных железосодержащих препаратов, показания и противопоказания к их применению.
курсовая работа [1,3 M], добавлен 31.10.2014
Классификация анемий по патогенезу. Этиология железодефицитных анемий, их основные синдромы. Изменения в крови при железодефицитной анемии. Анемический и сидеропенический синдром (недостаточность железа). Обследование и лечение железодефицитных анемий.
презентация [2,4 M], добавлен 25.02.2014
Симптомы железодефицитной анемии. Диагностика, лечение патологии нарушения синтеза гемоглобина. Методы предотвращения заболевания. Перечень рекомендуемых блюд и продуктов диеты при анемии. Исследование сестринского ухода при железодефицитной анемии.
презентация [122,0 K], добавлен 24.01.2016
Причины возникновения и развития анемии беременных. Ее опасность для матери и ребенка. Определение тяжести течения заболевания по уровню гемоглобина в периферической крови. Диагностика и лечение, принципы терапии. Течение и ведение беременности и родов.
курсовая работа [296,9 K], добавлен 29.01.2015
Патогенез, клиническая картина, лечение железодефицитной анемии. Распространенность анемий у детей младшего и среднего школьного возраста. Практические аспекты составления плана сестринского вмешательства. Организация и контроль за соблюдением диеты.
курсовая работа [98,9 K], добавлен 18.05.2016
Патогенетическая классификация анемий: постгеморрагические, гипопластические, гемолитические. Этиология и патогенез железодефицитной анемии у детей: антенатальные, интранатальные и постнатальные причины. Особенности распределения железа в организме.
презентация [117,8 K], добавлен 17.05.2015
Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д. PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах. Рекомендуем скачать работу.