Меню
Меню

Антенатальная и постнатальная профилактика анемии

Как предотвращается железодефицитная анемия?

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Антенатальная профилактика железодефицитной анемии

Сводится к соблюдению правильного режима и питания беременной женщины, мерам, направленным против недонашивания, устранению токсикозов, своевременному выявлению и лечению анемий у беременных.

Препараты железа назначают женщинам из групп риска:

  • женщины репродуктивного возраста, страдающие обильными и длительными менструальными кровопотерями;
  • кадровые доноры;
  • беременные, особенно при повторных беременностях, следующих одна за другой с короткими интервалами;
  • женщинам с дефицитом железа в период лактации.

Беременным женщинам можно назначать препараты железа на протяжении всего периода беременности в дозе 40-60 мг элементарного железа в сутки, либо только в III триместре беременности.

Женщинам, страдающим меноррагиями, эффективно ежемесячное назначение препаратов железа после каждого менструального цикла продолжительностью, соответствующей числу его дней.

Женщинам — кадровым донорам крови (кровь сдается регулярно по 450 мл) препараты железа назначаются после сдачи крови в течение 3 нед.

Меры профилактики в постнатальном периоде включают:

  1. соблюдение гигиенических условий жизни ребенка, использование природных факторов (воздух, солнце, вода);
  2. систематическую физкультуру, начиная с раннего возраста;
  3. грудное вскармливание и своевременное введение прикормов;
  4. дети, находящиеся на смешанном и искусственном вскармливании, должны получать только адаптированные молочные смеси;
  5. предупреждение рахита и гипотрофии.

Препараты железа назначают детям из группы риска:

  1. Детям раннего возраста:
    • недоношенным;
    • рожденным от многоплодной беременности, а также беременности, осложненной токсикозом во 2 — й половине беременности;
    • крупным детям с высоким темпом прибавки массы и роста;
    • страдающим аллергическим диатезом;
    • находящимся на смешанном или искусственном вскармливании простыми, а не адаптированными смесями.
  2. Детям старшего возраста:
    • после кровопотерь, хирургических вмешательств;
    • девочкам в пубертатном периоде — после менструаций.

Недоношенным и детям, родившимся от многоплодной или неблагоприятно протекавшей беременности, ферропрофилактику необходимо начинать с 2-месячного возраста, продолжая ее до конца первого года жизни; доношенным детям из группы риска с 4 мес в течение 3-6 мес. Профилактическая доза препаратов железа составляет 2-3 мг/кг в сутки.

[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10], [11], [12]

Диспансерное наблюдение

Диспансерное наблюдение осуществляет педиатр по месту жительства, детей наблюдают не менее 6 мес.

Контроль анализов крови 1 раз в месяц и после любого заболевания.

Детей освобождают от профилактических прививок на срок наблюдения, продолжают необходимые коррекции в диете, лечение основного заболевания, если таковое имеется.

В случае рецидива железодефицитной анемии дети нуждаются в повторном углубленном обследовании для уточнения причины.

[13], [14], [15], [16], [17], [18], [19], [20]

источник

Профилактика железодефицитной анемии

Антенатальная профилактика. Профилактика анемии во время беременности проводится тремя курсами. В начале каждого курса назначается в течение 10 дней метаболический комплекс, улучшающий энергоснабжение и питание клеток: липамид — по 1 табл. х 3 раза в день, пантотенат кальция — по 1 табл. х 3 раза в день, витамин В1 — по 1 табл. х 3 раза в день.

Затем в течение месяца препараты железа в профилактической дозе 0,5-1 мг/кг веса в сутки. Первый курс назначается при сроке 11-12 недель беременности, второй 24-26 недель беременности, третий в 32 недели беременности. Во второй половине беременности и в период лактации даже при нормальных показателях гемограммы показано назначать препараты железа.

Постнатальная профилактика. Особую роль в профилактике ЖДА играет естественное вскармливание ребенка и питание кормящей матери.

Питание женщины должно быть сбалансированным по содержанию основных пищевых компонентов, с достаточным содержанием свежих овощей и фруктов. Общее количество белка в сутки в ее рационе должно составлять 120 г (из них 60-70% животного происхождения), жира 100-120 г (из них 20 г растительного масла), углеводов — 450-400 г. В зимнее и весеннее время при отсутствии свежих овощей и фруктов необходимо применять витамины А, группы В (В1, 62, В6), С.

Необходимо тщательно осуществлять контроль за вскармливанием ребенка, начиная с первых дней жизни, взвешивать его до и после кормления, учитывать объем фактически съеденной пищи, проводить расчеты основных пищевых компонентов и своевременно проводить коррекцию.

При смешанном и искусственном вскармливании в целях профилактики анемии целесообразно назначать адаптированные молочные смеси, которые по содержанию белка, солей, аминокислотному, жирнокислотному и витаминному составу максимально приближены к составу женского молока. Смеси должны быть обогащены железом. Необходимо своевременно и правильно вводить прикормы, фруктовые и овощные соки, пюре. Нельзя допускать насильственного кормления, так как это может приводить к появлению отрицательных реакций на пищу и развитию анорексии. Кормить детей следует в спокойной обстановке, нецелесообразно в это время развлекать их пением песен, показом ярких игрушек, так как это отвлекает их от еды.

Читайте также:  Причины железодефицитной анемии у детей старшего возраста

Для профилактики анемии немаловажное значение имеют пребывание ребенка на свежем воздухе, гигиенические и закаливающие ванны, массаж и гимнастика.

Особенности нервно-психического развития недоношенных детей Использование современных перинатальных технологий, мощной налаженной реабилитационной системы позволило добиться огромных успехов на этапе выхаживания недоношенных. Однако состояние здоровья, физическое и нервно-психическое здоровье этих детей значительно ухудшилось. Так, распространенность ДЦП увеличилась с 2,6 до 6,8%, а грубые нарушения обнаруживаются у 20% детей, включая ДЦП, олигофрению, аутизм. дети с недоношенностью 1 степени (35-38 недель) без отягощающих факторов беременности и родов по неврологическому статусу не отличаются от доношенных детей.

При II-IV степенях недоношенности неврологический статус зависит от степени зрелости мозга, от особенностей течения раннего неонатального периода. Дети вялые, двигательные реакции снижены. Реакция сосредоточения и начального прослеживания начинают формироваться при удовлетворительной прибавке веса и отсутствии соматических заболеваний только с 1,5-2-месячного возраста. до 2-4 недель характерна мышечная гипотония, которая затем сменяется повышенным тонусом сгибателей конечностей. Безусловные рефлексы из группы спинальных автоматизмов (рефлексы опоры, автоматической походки, ползания и др.) начинают проявляться с 1-2 месяцев жизни. При недоношенности III-IV степени объективно оценить неврологический статус до 1,5-2 месяцев трудно, так как ведущим синдромом является общая вялость, характерная и для угнетения ЦНС.

У недоношенных детей выделяют три варианта течения синдрома повышенной нервно-рефлекторной возбудимости.

При первом варианте клиника схожа с проявлениями синдрома повышенной нервно-рефлекторной возбудимости (СПНРВ) у доношенных детей, но сохраняется до 6-12 месяцев жизни ребенка. При втором варианте после года формируется астено-невротический синдром с трансформацией в судорожный синдром (независимо от возраста). Подобных состояний практически не отмечается у доношенных детей при синдроме нервно-рефлекторной возбудимости.

Наиболее часто у недоношенных детей наблюдается гипертензионногидроцефальный синдром. Течение благоприятное, когда вначале исчезают гипертензионные симптомы, а в дальнейшем нет гидроцефальных про явлений. Неблагоприятное течение гипертензионно-гидроцефального синдрома — исход в ДЦП, гидроцефальный или судорожный синдром с нарастающей гипертензией.

Синдром угнетения ЦНС характерен для недоношенных детей с I1I-I\I степенью недоношенности. Он свидетельствует не только о неврологическом, но и о соматическом неблагополучии и характерен для субарахноидальных, паренхиматозных кровоизлияний в головной мозг, токсикометаболического паражения мозга. Этот синдром трансформируется к концу первого полугодия в синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, либо в гипертензионно-гидроцефальный синдром, либо в синдром двигательных нарушений или судорожный синдром.

Судорожный синдром может появиться в первые дни жизни ребенка. Иногда в восстановительном периоде после 4-6 месяцев жизни отмечаются приступы апноз, резкое покраснение или цианоз лица, мраморный рисунок кожи, симптом ‘арлекина, усиление потоотделения, срыгивания, кивательные движения головы или сгибание туловища вперед или назад. Последние симптомы прогностически неблагоприятны, они могут впервые выявляться на фоне интеркуррентных заболеваний, свидетельствуя о необратимых изменениях, происходящих в ЦНС. У глубоко недоношенных детей для оценки нервно-психического развития используется шкала КАТ/КЛАМС (англ. САТ/СLАМS), разработанная Американской академией педиатрии как метод унифицированного скринингового тестирования. Распространенность методики по всему миру дает возможность сравнивать полученные результаты.

Оценку моторных и психомоторных возможностей глубоко недоношенного ребенка целесообразно начинать только после достижения им возраста 40 недель гестации (в среднем это 3 месяца фактического постнатального возраста). Нормой для этих детей может считаться соответствие 1 месяцу (4 недели) развития по шкале КАТ/КЛАМС. В последующие 2-3 месяца жизни практически не отмечается прироста психомоторных навыков, развитие отстает по всем линиям в пересчете на фактический возраст в пределах 4 месяцев (12-16 недель). По мере физиологических изменений в центральной нервной системе (угасание безусловных рефлексов в 7-8 месяцев жизни, нормализация мышечного тонуса в 6-7 месяцев жизни) отмечается выраженный скачок в психомоторном развитии с 6-го месяца жизни (скорригированный возраст 3-4 месяца). Затем прирост функциональных возможностей опережает скорригированный возраст на 3-4 недели, к 12-му месяцу жизни — на 5-6 недель, а к 18-20-му месяцу жизни дети соответствуют по развитию доношенным сверстникам 12-14 месяцев жизни. В этот период отмечается более равномерное развитие функций.

На первом году жизни отмечается незначительное отставание (на один эпикризный срок) в появлении гуления, а затем и лепета, что позволяет судить о своевременной активации специфических корковых речевых структур. Появление в эти же сроки адекватной реакции на интонацию взрослых свидетельствует об адекватной работе слухового анализатора. В 14 месяцев фактического возраста отмечается задержка формирования моторных навыков на два возрастных срока, познавательного развития — на один возрастной срок, речевого развития — на 4 возрастных срока.

В этот период приходится решать вопрос о целесообразности проведения стимулирующего лечения и его выборе в зависимости от наличия нарушений в той или иной сфере (медикаментозные средства, массаж, физиотерапия, развивающие занятия).

Факторы социальной природы влияют на задержку психического развития недоношенных, причем главными из них являются большое количество детей в семье, низкий образовательный уровень родителей, неблагополучие взаимоотношений в семье и неправильный уход за ребенком.

Психологическую реабилитацию недоношенного младенца Принято основывать, в первую очередь, на теплых эмоциональных контактах и благоприятном режиме Получения сенсомоторного опыта, создающих ощущение Психологического комфорта и помогающих ребенку справляться с воздействием внешних и внутренних стрессов. В первые годы жизни такие дети заметно отстают от нормы.

Читайте также:  Упражнения для беременных при анемии

Чем меньше вес при рождении, тем значительнее нарушения. Большая часть нарушений интеллекта сохраняется на всю жизнь.

Во всех случаях начальные проявления психических расстройств касаются вегетативно-инстинктивной сферы, сенсорного развития, моторики эмоциональной сферы, сферы общения, познавательного развития, социального Поведения и формирования прообразов самосознания.

Наиболее распространенные Психические заболевания в силу незрелости и недостаточной дифференциации психических функций в младенчестве протекают под маской атипичных неврологических синдромов и неспецифических реакций нарушенного развития. “Двигательный интеллект” не всегда является адекватным ориентиром познавательного развития ребенка.

В структуре психических нарушений в раннем возрасте у недоношенных детей наиболее часто встречаются поведенческие и эмоциональные расстройства, нарушения психологического развития и органические психические расстройства.

Среди поведенческих и эмоциональных отклонений у 29,9% детей преобладают патологические привычные действия в виде кусания ногтей (онихофагия), сосания пальцев и пустышки.

Органические психические расстройства (эпилепсия, эффективно- и фебрильно-провоцируемые пароксизмы) у таких детей встречаются гораздо реже.

Для диагностики нервно-психического развития (НПР) детей раннего возраста, которые родились недоношенными или Маловесными, можно использовать показатели, разработанные проф. Н.М. Щеловановым и его сотрудниками (кафедра поликлинической педиатрии РАМПО).

Дефекты поведения и характера у преждевременно родившихся детей в дошкольном возрасте — наиболее частая причина обращения родителей к психиатру (30-60%). У дошкольников это расстройства аппетита, сна, снохождение, патологические привычки, эмоциональная лабильность, страхи, нарушение адаптации в коллективе.

В структуре психических отклонений в дошкольном возрасте основные места принадлежат поведенческим и Эмоциональным расстройствам (65,5%), нарушениям психологического развития (21,3%), поведенческим синдромам, связанным с физиологическими нарушениями и факторами (4,6%), органическим поражениям ЦНС (4,1%).

Как отмечает К.Л. Печора (1998), у детей, родившихся глубоко недоношенными, довольно низкий уровень НПР. Особенно страдает речевое, сенсорное развитие, в старшем возрасте — мышление, внимание, память. Лишь 35% детей, в анамнезе которых есть недоношенность, готовы к поступлению в школу, 9% не готовы, остальные условно готовы. Основными психологическими признаками у этих детей являются тревожность, незащищенность, трудности в общении, конфликтность, враждебность.

В старшем школьном возрасте в структуре психических расстройств основные места принадлежат невротическим и соматоформным расстройствам, органическим нарушениям, а также поведенческим и эмоциональным отклонениям.

Личностные характеристики преждевременно родившихся детей проявляются в нарушениях коммуникативных свойств и особенностей межличностного реагирования и взаимодействия. Очень низкие показатели интеллекта достоверно чаще определяются у недоношенных детей, родившихся в асфиксии и перенесших травму головного мозга.

Только 30% преждевременно родившихся детей психически здоровы, 17,2% имеют функциональные отклонения. Еще хуже эти показатели у детей, родившихся не только недоношенными, но и с признаками ЗВУР. Только 50% детей этой группы в школьном возрасте не имеют психических отклонений. С учетом психосоматического статуса установлено, что 60,4% школьников, родившихся недоношенными с признаками ЗВУР, не готовы к систематическому обучению в школе, У них имеются нарушения психосоциальной адаптации, коммуникативных и межличностных отношений.

Почти у половины (44,5%) досрочно родившихся детей с ЗВУР уже в раннем возрасте формируются хронические заболевания и выявляются выраженные длительно протекающие (более 6 месяцев) психопатологические синдромы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

II. Дополнительная информация

Периоды детского возраста:

I. Внутриутробный (антенатальный) период:

1. Фаза эмбрионального развития (первые 12 недель);

2. Фаза плацентарного или фетального развития (от 3-го месяца внутриутробного развития до рождения).

II Внеутробный или постнатальный период:

1. Период новорожденности (от 0 до 28 дня жизни включительно);

2. Период грудного возраста ( с 29 дня до 1 года);

3. Преддошкольный период (от 1 до 3 лет);

4. Дошкольный период (от 3 до 6-7 лет);

5. Младший школьный период (от 6-7 до 12 лет);

6. Старший школьный период или период полового созревания, пубертатный период (от 13 до 18 лет).

Антенатальным называется внутриутробный период развития. Здоровье будущего ребенка во многом зависит, как протекает этот важный период жизни. А это, в свою очередь, во многом зависит от состояния здоровья матери. Смертность младенцев в антенатальном периоде намного выше, чем в другие периоды жизни.

Антенатальная охрана здоровья ребенка

Охрана здоровья ребенка должна начинаться с внутриутробного периода жизни.

В этот период формирование здоровья зависит как от наследственности, так и от факторов окружающей среды.

Факторы, оказывающие вредное действие на эмбрион и плод называются тератогенными.

• Внутриутробные инфекции: токсоплазмоз, цитомегаловирусная инфекция, краснуха, герпес и др..

• Недостаточное или избыточное питание матери.

• Соматические болезни матери: инсулинозависимый диабет, ревматические болезни, гипотиреоз и др..

• Никотин и курительные смолы, алкоголь, наркотики.

• Производственные вредности: химически вещества, тяжелые металлы, радиация.

• Некоторые лекарственные препараты..

• Экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) – увеличивает риск врожденных пороков развития до 10% (стресс гамет).

Воздействие тератогенных факторов вызывают:

• Изменения в органах и системах плода, морфологические и функциональные.

• Задержку внутриутробного роста и развития организма.

• Формирование врожденных пороков развития.

• Отклонения полового поведения.

Последствия тератогенного эффекта:

• Нарушение имплантации зиготы (гибель зародыша).выкидыши самопроизвольные (ранние и поздние).

• Задержка внутриутробного развития плода.

• Аномалии (пороки) развития одиночные (в одном органе) или сочетанные (нескольких органов).

Читайте также:  Анемия что делать когда кружится голова

• Функциональные нарушения органов и систем.

Критические периоды внутриутробного развития

I. Конец 1-й- начало 2-й нед беременности (с момента оплодотворения до имплантации бластоцисты) – гибель зародыша (спонтанный аборт).

II. С 3-й и до конца 8-й нед беременности (закладка всех жизненно важных органов) – максимальное количество уродств и врожденных пороков развития (ВПР).

Понятие об антенатальной профилактике

Антенатальная профилактика —меры по охране здоровья будущего ребенка, проводи-мые задолго до его рождения, в антенатальный период жизни.

Предполагает регулярное наблюдение за беременной женщиной, ее оздоровление, выяв-ление и предупреждение факторов риска для развития плода.

Антенатальная профилактика включает:

• Полноценное питание беременной;

• Формирование доминанты лактации;

• Соматическое здоровье, профилактика неинфекционных и инфекционных заболеваний, ВУИ;

• Обязательное и дополнительное диагностическое обследование;

• По показаниям -консультация генетика;

• Пренатальная диагностика – выявление внутриутробных инфекций (ВУИ), генетических заболеваний и ВПР;

Антенатальную профилактику осуществляют в первую очередь врачи акушеры-гинекологи женских консультаций, которые проводят эту работу совместно с детскими поликлиниками, отделениями патологии беременности родильных домов.

Профилактическое наблюдение за будущим ребенком педиатрической участковой

службой осуществляется методом патронажных посещений беременной медицинской

— 1-й дородовый патронаж – при постановке беременной на учет,

— 2-й дородовый патронаж — при сроке 28-30 недель,

— 3-й дородовый патронаж – при сроке 33-34 недели.

Первый дородовый патронаж

• Познакомиться с беременной женщиной. Узнать состояние ее здоровья, усло-вия труда и быта, семейное положение, материальную обеспеченность, микро-климат в семье.

• Выявить возможные факторы риска для беременной, плода и новорожденного: вредные привычки, профессиональные вредности, отягощенный акушерский анамнез (наличие абортов, выкидышей, мертворождений и др.).

• Дать рекомендации по питанию, режиму, обеспечению оптимальных условий для приема новорожденного.

Второй дородовый патронаж

Цели патронажа (проводится совместно с врачом-педиатром):

• Проверить выполнение беременной женщиной данных раннее рекомендаций по режиму, питанию, соблюдению личной гигиены.

• Оценить пренатальные факторы риска, прогнозировать состояния еще нерожден-ного ребенка, обеспечить благоприятные условия жизни будущему ребенку.

• Организовать посещение беременной занятий в школе материнства и отцовства в детской поликлинике.

Третий дородовый патронаж

Цели патронажа(проводится беременным группы риска: отягощенный акушерско-гинекологический анамнез, экстрагенитальная патология беременной, социально-биологические факторы риска):

• Подготовить беременную женщину к кормлению ребенка грудью. Оценить подготовленность сосков к кормлению, обучить уходу за грудными железами.

• Проконсультировать родителей по организации уголка или комнаты для новорожденного, приобретению аптечки, набора белья и одежды, предметов ухода за новорожденным.

• Контролируют прием назначенных лекарственных препаратов по антенатальной профилактике анемии, йоддефицитных состояний.

РЕКОМЕНДАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ РОДИТЕЛЯМ К ВСТРЕЧЕ

• В доме необходимо провести генеральную уборку. Из комнаты, где будет находиться новорожденный ребенок, необходимо убрать «накопители пыли» — ковры, телевизор, компьютер, тяжелые портьеры, книги.

• Ежедневно проводить влажную уборку. Кроватку ставят не близком расстоянии от окна и подальше от отопительных батарей. Необходим стол для пеленания новорожденного, стул и скамеечка под ноги для женщины при кормлении грудью.

одежда и постельные принадлежности: 8-12 тонких распашонок, 4-6 теплых

фланелевых, по 2 тонких и фланелевых чепчика, около 20 пеленок из

хлопчатобумажной ткани, и 5-7 фланелевых, 2 одеяла – байковое и

шерстяное, 4 пододеяльника, 2 простыни, махровое полотенце, подгузники.

• Предметы ухода за новорожденным: ванночка. кувшин для обливания после купания, мыльница с детским мылом, тазик с водой для умывания лица, отдельный таз для стирки только детского белья и корзина для использованного белья. Хранить вместе детское и взрослое белье нельзя.

• Аптечка для ухода за новорожденным: термометры для измерения температуры тела, воды, воздуха в комнате, пипетки 2-3 штуки, резиновый баллон для клизмы, ножницы, марганцовокислый калий.

• Детская косметика: детская присыпка и крем, масло для кожи (специальное детское фабричное), стерильная вата, контейнер с крышкой для хранения ваты, ватные палочки,1-2 бутылочки для питья, соски на бутылочки, мягкая щетка для волос.

Основные жизненно важные потребности ребенка

4. Потребность быть здоровым.

7. Потребность в игровой деятельности.

9. Потребность в безопасности

Особенности сбора информации о ребенке

1. Сбор генеалогического анамнеза (особое внимание следует обращать на распростра-ненность заболеваний в ближайших поколениях данной семьи).

2. Сбор социального анамнеза, при этом особое внимание уделяется на соблюдение режи-ма дня, особенности питания, материальную обеспеченность, жилищные условия, культу-ру родителей, методы воспитания, взаимоотношения между родителями и детьми и др.

3. Оценка физического, психомоторного, полового развития.

I — Здоровые дети, не имеющие отклонений по всем признакам здоровья, не болеющие за

II — Здоровые дети, но имеющие неблагоприятный генеалогический анеамнез (II А

— Здоровые дети с риском возникновения хронической патологии, часто болеющие;

имеющие функциональные отклонения (II Б группа).

III — Дети с хроническими заболеваниями в стадии компенсации.

IV — Дети с хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации.

V — Дети с хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8774 — | 7583 — или читать все.

источник

Добавить комментарий

Adblock
detector